суббота, 9 февраля 2013 г.

математика на компьютерах пояснительная записка

146,46 Kb.НазваниеПояснительная запискаДата конвертации09.11.2012Размер146,46 Kb.Тип Составители: В.А. Еровенко, заведующий кафедрой общей математики и информатики Белорусского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор;Н.Б. Яблонская, доцент кафедры общей математики и информатики Белорусского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент;С.В. Демьянко, доцент кафедры общей математики и информатики Белорусского государственного университета, кандидат физико-математических наук, доцент.РЕЦЕНЗЕНТЫ:Кафедра информационных технологий в культуре учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусства»;В.Т. Борухов, главный научный сотрудник отдела математической теории систем государственного научного учреждения «Институт математики Национальной академии наук Беларуси», доктор физико-математических наук.РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ: Кафедрой общей математики и информатики Белорусского государственного университета (протокол 7 от 15 февраля 2008 г.); Научно-методическим советом Белорусского государственного университета (протокол 4 от 22 мая 2008 г.); Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям Учебно-методического объединения высших учебных заведений Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол 3 от 7 октября 2008 г.)Ответственный за выпуск: Яблонская Наталья Борисовна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Последние десятилетия отмечены событиями, трансформировавшими современную социокультурную реальность в контексте образовательной и научной деятельности. Это связано с активным вхождением в жизнь постиндустриального общества новейших информационных технологий на основе повсеместного внедрения компьютерных технологий. Современные информационные технологии нельзя рассматривать как принадлежащие исключительно миру вычислительной техники, поскольку они настолько глубоко проникли в жизнь людей, что уже очень трудно выделить их из общего философско-мировоззренческого и культурологического контекста глобальной информационной индустрии. Выявление генезиса информационных технологий, создавших на основе специального математического обеспечения уникальные возможности для нового восприятия социальной реальности, позволяет придать более конкретный и весомый теоретический статус разработкам методологических вопросов информации, которые не могут ограничиваться только математическими или техническими аспектами. Нарастание вычислительной мощности современных компьютеров привело к качественному изменению характера решаемых социально-экономических и технических задач как по широте учета разнообразных факторов, так и по разнообразию современных источников информации. Современные технологии должны использоваться студентами-философами как дополнительные инструменты формирования мировоззренческих знаний, в том смысле, что студенты университета должны обучаться с помощью современных информационных технологий, не сводя свое обучение только к этим инструментам познания. Поэтому особенностью использования персональных компьютеров в учебном процессе на философских специальностях университетов является принцип простоты и легкости общения с компьютерными системами на основе логических средств современной компьютерной математики. Дисциплина «Основы информационных технологий» для философов взаимосвязана с дисциплиной «Основы высшей математики» для этой специальности, кроме того, ее учебный материал используется при написании курсовых и дипломной работ, что в свою очередь способствует глубокому изучению этой дисциплины студентами. Целями изучения дисциплины «Основы информационных технологий» являются: выработка реальных мировоззренческих представлений о современном информационном пространстве, о роли и месте в нем человека и компьютера; формирование базовых навыков пользования компьютером и корректной постановки прикладных социально-философских задач; развитие умений анализировать, структурировать, обрабатывать информацию с помощью различных компьютерных средств. Задачами изучения студентами-философами «Основ информационных технологий» являются: способствовать более глубокому проникновению в закономерности социально-философских и общественных отношений; содействовать освоению студентами умений корректной постановки задачи, требующей привлечения для своего решения компьютерных средств; сформировать у обучающихся навыки работы с текстовыми документами, электронными таблицами, компьютерными сетями, web-страницами, базами данных и мультимедийными презентациями. В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: роль и место информационных технологий в современном мире, социально-философские проблемы информатики; назначение и принципы работы аппаратных средств, операционных систем и прикладных программ при решении задач сбора, систематизации, обработки и хранения информации; основные методы работы с текстовой информацией, возможности обработки больших, структурированных документов, приемы автоматизации работы с текстовой информацией; принципы обработки табличной информации, возможности визуализации результатов измерительных процедур; область применения мультимедийных презентаций в работе философа и методы их разработки; особенности и преимущества работы с компьютерными сетями, методы эффективного поиска информации в Интернет, приемы использования услуг, предоставляемых компьютерными сетями при организации поиска и передачи информации; назначение электронных баз данных, основные принципы работы с ними. уметь: ориентироваться в философских исследованиях по социальным проблемам информатики, связанных с ее влиянием на сложную систему ценностей реальной жизни; работать с программным обеспечением и файловой системой, проводить простейшие операции по обслуживанию компьютера, адекватно и обоснованно выбирать программное средство для решения профессиональных задач и осуществлять обмен данными между программами; создавать с помощью текстовых процессоров документы, содержащие текст, таблицы, рисунки, схемы, диаграммы, математические формулы и др. объекты, работать со сложно структурированными документами большого объема и эффективно управлять их структурой; корректно ставить задачи, для решения которых используется табличный процессор, представлять эмпирические данные в электронных таблицах, автоматизировать проведение в них необходимых математических расчетов; разрабатывать структуру, наполнять содержанием, выбирать соответствующий дизайн слайдов и т.п. для электронной презентации результатов учебно-исследовательской и профессиональной деятельности; пользоваться основными возможностями, услугами и информационными ресурсами компьютерных сетей, в том числе сети Интернет, востребованными в учебной и профессиональной деятельности будущего философа; применять электронные базы данных для сбора, обработки и хранения профессиональной социальной, философской и экономической информации. В ходе освоения обучающимися содержания учебной дисциплины рекомендуется использовать в качестве информационно-методической поддержки учебно-методический комплекс по дисциплине, включающий электронные презентации лекционных занятий, задания для практических занятий, примеры выполнения типовых заданий, материалы для контролируемой самостоятельной работы, тестовые задания. Типовым учебным планом на изучение дисциплины «Основы информационных технологий» для философов всего отводится 188 часов, из них 102 часа аудиторных: 26 часов лекций, 76 часов практических занятий. Студенты-философы изучают данную дисциплину на протяжении двух семестров. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Названия разделов и тем Количество часов Лекции Практические занятия 1 Раздел I. Информатика и математика. Принципы информатики в работе философа 6 4 1.1 Информатика и информационные технологии 2

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Комментариев нет:

Отправить комментарий